УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ.    

I.                  Тема: «ФОТОСИНТЕЗ»

 

II. ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

А/ продолжить формирование понятия о питании растений;

Б/ познакомить учащихся с воздушным способом получения растением веществ, необходимых для питания;

В/ раскрыть понятие «фотосинтез»;

Г/ выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;

Д/ сформировать знания об условиях протекания этого процесса, на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

А/ развитие наблюдательности, логического мышления;

Б/ выработка  умения самостоятельно делать выводы на основании результатов опытов.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

способствовать формированию у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды и значимости фотосинтеза в природе и жизни человека.

 

III.             Тип урока : комбинированный

     IY. Методы обучения : поисково-исследовательский метод.

ХОД УРОКА.

 

1.     Орг.момент

2.     Проверка знаний о минеральном питании растений и клеточном строении листа.  / индивидуальный и фронтальные опросы учащихся/

3.     Изучение нового материала.

- Запись темы урока на доске

 

«ФОТОСИНТЕЗ»

Фотосинтез - / фото- свет, синтез – образование/.

 

Давайте прочитаем отрывок из басни И.А.Крылова «Листы и корни», чтобы выявить роль листьев для растения и решить эту проблему в ходе изучения нового материала.

«В прекрасный летний день, бросая по долине тень,

     Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что наше дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтоб было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!»

Рассказывая о листьях и корнях растений, И.А.Крылов считает, что листья являются чуть ли не бесполезным убором, украшением, а главную роль выполняют корни. Вот что корни  говорят листьям:

«Мы те, которые здесь, роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится –

Не станет дерева, ни вас».

 

-         Дети высказывают свои суждения о том, что оба органа растения важны. Проблема важности листа доказывается в ходе урока.

-         История открытия фотосинтеза, Значение работы К.А.Тимирязева / рассказ учителя/.

-         Образование в листьях растений органических веществ из неорганических на свету – фотосинтез / исследовательский  прием на основании обсуждения результатов опыта, доказывающего, что для образования в листьях органических веществ необходим свет/.

-         Роль хлоропластов в образовании органических веществ. Обсуждение проблемы : во всех ли клетках листа образуются органические вещества? / обсуждение результатов опыта с пестролистной пеларгонией/.

-         Поглощение в процессе фотосинтеза на свету углекислого газа и выделение кислорода / демонстрация опыта/

 

Тема: «Особенности строения листа в связи с функцией поглощения света, необходимого для фотосинтеза».

 

Запись в тетрадь:

А/ плоская поверхность листовых пластинок;

Б/ мозаичное расположение листьев;

В/ наличие черешка, благодаря которому лист поворачивается к свету;

Г/ прозрачность клеток кожицы, наличие устьиц.

 

-         Значение фотосинтеза в природе и жизни человека / объяснение/.

-         Вредное влияние загрязнения окружающей среды на процессы фотосинтеза.

 

 

IY. Итог урока.

 

-         В ходе урока было доказано, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле, так как  кислород земной атмосферы, которым дышат все живые существа, был наработан в процессе фотосинтеза. Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.

 

Y. Задание на дом: п. 34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz