урок - игровое занятие

ТЕМА:  «Отмена крепостного права».

Цель: Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе. Провести исторический анализ. Развить навыки работы с документами.

 

 

Средства обучения: Карта "Отмена крепостного права", иллюстрации учебника.

 

Опережающее задание: Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе.

 

Литература:

1. Лященко Л.М. - "Царь-освободитель. Жизнь и деяния Александра II"

2. Захарова Л.Я. "Великие реформы в России 1856-1874 гг."

Подготовительный этап урока

Класс разбивается на группы:

1-ая - помещики

2-ая - крестьяне

3-ая - государство

4-ая - мировые посредники.

В каждой группе распределяются обязанности:

·                    ведущий - направляет деятельность группы;

·                    протоколист - записывает мнения членов группы;

·                    наблюдатель - следит за правильностью высказываемых мнений;

·                    докладчик - выступает от имени группы.

В начале урока учитель объясняет задачи игры.

 

Задачи: Определить отношение помещиков, крестьян, государства к отмене крепостного права; выяснить содержание выкупной сделки и значение отмены крепостного права.

 

План:

·                    I. Отношение героев к отмене крепостного права.

·                    II.Составление уставной грамоты.

·                    III.Значение отмены крепостного права.

Отношение героев к отмене крепостного права.

1.Помещики (примерные выступления):

Отмена крепостного права нанесёт удар по благосостоянию помещиков, поэтому лучше оставить всё как есть. Если сохранить крепостное право не возможно, то нужно освободить крестьян без земли. Т.к. государство решило оставить крестьянам часть земли, то нужно урезать те наделы, которыми крестьяне пользовались до реформы. В чернозёмных губерниях, где земля обладает большей ценностью, помещики стремились оставить крестьянам минимум земли при продолжении эксплуатации подневольного труда. В нечернозёмных - дать крестьянам землю за выкуп, соответствовавший оброчным доходам помещиков.

2. Крестьяне (тезисы  выступления)

     Крестьяне желали личной свободы и безвозмездной передачи им их наделов.

     Эти требования лежали в основе крестьянского движения,    активизировавшегося накануне отмены крепостного права.

     После опубликования Манифеста и Положений 19 февраля 1861 года крестьяне увидели несправедливость реформы и решили, что помещики спрятали настоящую волю. В результате по России прокатилась волна крестьянских выступлений.

 

3. Государство (тезисы выступлений)

  

    " гораздо лучше, чтобы это  (отмена крепостного права) произошло

свыше, нежели снизу " (Александр II)

 

     Крепостное право мешает развитию страны. Это показала Крымская война.

     Крепостное право надо отменить, но нельзя ущемлять интересы помещиков.

     Вопрос о наделении крестьян землёй нужно решить в интересах помещиков и в зависимости от ценности земли: страна поделилась на три полосы - чернозёмную, нечернозёмную и степную, в каждой из которых устанавливается максимальный и минимальный размер крестьянского надела; в результате крестьяне количественно получают меньше земли, чем они имели до реформы.

 

Составление уставной грамоты

1. На стенах класса вывешиваются заранее приготовленные схемы: "Размер крестьянского надела", "Порядок выкупной сделки", "Мировые посредники"

2. Определение плана уставной грамоты.

 

Вариант плана:

а) Угодья, передаваемые крестьянам.

б) Определение размера полевого надела.

в) Порядок и условия выкупной сделки.

 

Каждая группа составляет свой вариант уставной грамоты. Затем докладчики выступают от имени группы и заполняют таблицу. Разделы таблицы: угодья передаваемые крестьянам; размер полевого надела; порядок и условия выкупной сделки.

На основе таблицы составляется окончательный вариант уставной грамоты.

 

 Значение отмены крепостного права.

Участники игры выдвигают свои версии по этому вопросу. На основе ответов заполняется таблица. Разделы таблицы: прогрессивные черты; отрицательные черты.

 

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему : "Мой проект отмены крепостного права " (от имени помещика, крестьянина, государства).

 

Далее 

 

Hosted by uCoz